(Хотунцевский (Хотунцевич); † 29.04.1759, Новгород), еп. Кексгольмский и Ладожский, вик. Новгородской епархии, миссионер. Род. в Малороссии. В кон. 20-х - 30-х гг. XVIII в. обучался в Киево-Могилянской академии, принял постриг, был рукоположен во диакона. В 1739 г. перемещен в Москву в Славяно-латинскую академию на должность проповедника. В 1741 г. рукоположен во иерея, был экзаменатором ставленников Крутицкой епархии, проживал при архиерейском доме.
Главное служение И. связано с миссионерской экспедицией на Камчатку. С 1 февр. 1742 г. по определению Святейшего Синода И. стал «именоваться и писаться архимандритом Камчатским». 7 окт. 1742 г. еп. Нижегородский Димитрий (Сеченов) возвел И. в сан архимандрита. В состав Камчатской миссии, к-рую возглавил И., также вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря, Пахомий из московского в честь Богоявления монастыря, иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского монастыря, а также студенты Славяно-латинской академии, избранные преподавать в школах для новокрещеных и письмоводства, В. Кочуров, П. Логинов, С. Никифоров, Ф. Серебряков, П. Грязный, А. Ласточкин и Д. Камшигин. 7 дек. 1742 г. Синод утвердил для миссии инструкцию из 29 пунктов, важнейший из к-рых определял: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением и объяснением заслуг Искупителя» (Инструкция архим. Хотунцевскому // Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. № 50. С. 584). Инструкция отражала не только терпимость правительства, но и боязнь бунтов «инородцев». Помимо утвари, облачений и книг миссия была снабжена нательными крестами (210,2 тыс.) и иглами (50 тыс.) для подарков. И. добился повышенного жалованья для членов миссии (100-500 р. в год) и для камчатских причтов (40-80 р.). Позже, в 1744 г., миссионеры получили «хлебную дачу» крупой и мукой; местные власти распорядились выстроить для них дома, а для обучения детей - школы, выделить для перевода проповедей толмача из солдат, а для разъездов - собак и оленей.
Экспедиция была отправлена на 7 лет («не включая разъездов»). 9 февр. 1743 г. миссионеры выехали из Москвы. С 20 марта по 12 мая того же года пребывали в Тобольске, где к миссии присоединились священники Филипп Энко, Симеон Васильев с сыном Евсевием, иером. Флавиан, иеродиак. Авксентий, дьячки Феодор Смирнов и Стефан Наводчиков. 20 июля миссионеры прибыли в Енисейск, после чего разделились: И. с 5 служителями направился в Иркутск, где находился до 26 авг.; остальные - в Якутск. Обе группы встретились в Якутске 24 сент. и провели в городе 8 зимних месяцев. С 30 июня 1744 по 6 июля 1745 г. миссия находилась в Охотске. Здесь 11 июля 1744 г. И. заложил и 22 окт. освятил ц. в честь Преображения Господня. Также он совершил 2 миссионерские поездки к эвенкам: с 18 июля по сент. 1744 г. крестил 151 чел., в февр. 1745 г.- 365 чел. В представлении в Синод от 18 февр. 1745 г. И. сообщил, что эвенки «не только от него не побежали, но, как реки в океан благодати Божией, отовсюду стекались, со всяким благим усердием». Тогда же И. предложил сократить срок пребывания миссионеров на Камчатке до 2 лет и учредить Якутскую миссию для крещения 40 тыс. «инородцев».
9 авг. 1745 г. миссия достигла Камчатки, 13 авг. прибыла в Большерецкий острог. И. считал, что организация учебного процесса имеет большое значение для миссионерства. Вскоре для детей ительменов и казаков было устроено 3 школы (в Большерецком, Верхне- и Нижнекамчатском острогах), а к 1749 г.- еще 11 (в т. ч. на реках Ича, Тигиль и Ука, в Шемячинском острожке, на Курильских о-вах), где обучали азбуке, письму, рисованию, знакомили с богослужебными книгами (Часословом, Псалтирью и катехизисом). Бумагу заменяли берестой, вместо чернил использовали сок ягоды шикши. Ительмены снабжали школы сушеной и соленой рыбой. Начавшая создаваться при И. система образования на Камчатке получила высокую оценку исследователей. 9 февр. 1746 г. миссия заняла отстроенные для нее дома в Нижнекамчатском остроге. Сознавая, что имеющихся на Камчатке неск. церквей (в Большерецком и Нижнекамчатском острогах, Петропавловской гавани) недостаточно, И. в мае того же года обратился в Синод с прошением о постройке 3 новых церквей (на реках Ича, Тигиль и Ука), которое было одобрено, на строительство выделены средства.
В янв.-февр. 1746 г. на севере Камчатки произошел бунт оленных коряков, юкагиров и алюторцев, к к-рым присоединились крещеные ительмены. Причиной бунта послужили злоупотребления казаков и сборщиков ясака, а не реакция на христианизацию, как беспочвенно указывается в ряде источников (известно, что бунтовщики не рушили крестов). Во время беспорядков были убиты иером. Флавиан, студент Кочуров, дьячок Ф. Смирнов и пономарь В. Решетков, а также 40 солдат и 12 сборщиков ясака. В мае организаторы бунта сдались властям, И. настоял на наказании не только восставших, но и сборщиков ясака.
За 5 лет И. совершил 4 поездки по полуострову. Во время первой из них, начавшейся 26 нояб. 1745 г., были переписаны ранее крещенные 5607 чел., И. лично крестил 1709 чел. (отчет Синоду от 16 мая 1746). В сент. 1746 г. И. направился вверх по рекам Камчатке и Еловке с целью обозрения, «како пребывают в вере камчадалы». Наказывал за прелюбодеяние, содомский грех, употребление мухоморов (для волхвований или достижения наркотического опьянения) и др. как «инородцев», так и казаков. Капитан 1-го ранга А. С. Сгибнев утверждал, что начальник миссии был «жесток и бесчеловечен» и «как палач наказывал всех плетьми, перед церковию, за малейшее несоблюдение церковных правил и непременно сам присутствовал на экзекуции» (Сгибнев. 1869. С. 56). Но подобные наказания, практиковавшиеся еще в Византийской империи, И. применял исключительно за серьезные преступления. Вторая миссионерская поездка началась в нояб. 1746 г. с посещения Бобрового берега (побережье Кроноцкого зал.). 6 дек. И. выехал в Верхнекамчатский острог, где в том же месяце освятил Богоявленскую ц. Вернулся 27 марта 1747 г., за время поездки были крещены лишь 10 чел. С 13 нояб. 1747 по 23 марта 1748 г. состоялась 3-я поездка по Камчатке. И. отправился в Тигиль, посетил Большерецкий острог и Петропавловскую гавань. Много беседовал с паствой (в каждом острожке находился по 3 дня), побывал в 3 школах, где числилось 205 учеников, вернулся через Бобровый берег. В последнюю поездку (с нояб. 1748) И. посетил Ичу и Тигиль, чтобы распорядиться о постройке новых церквей, разграничении приходов и др. В нач. 1749 г. он составил катехизис «Сила Божественного учения, вкратце начертанная» (текст не сохр.; зарегистрирован в «Каталоге российским книгам Библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составленном им самим» (М., 1846) под № 580) и разослал его в списках по камчатским церквам и молитвенным домам для прочтения во все воскресные и праздничные дни с запретом что-либо добавлять и убавлять.
Всего, по подсчетам И., его миссией было крещено 4719 чел., общее число крещеных составило 11 574 чел. В это число помимо др. народов входили почти все камчадалы, так что, как указывал И., «более приводить из язычества в веру Христову уже некого» (Нестор (Анисимов). 2000. С. 487). В последнем из своих многочисленных донесений в Синод (от 29 марта 1749) он писал о необходимости учредить Камчатскую епархию, создать семинарию на 50 учащихся и основать Троицкий мон-рь при Нижнекамчатском остроге, к-рый бы с приписанными к нему 30 пашенными семействами снабжал полуостров хлебом. Нек-рые из проектов И. были осуществлены в XIX в. Благодаря его самоотверженным трудам христианство значительно укрепилось в среде ительменов. Память об И. на Камчатке сохраняется, в частности, в рус. фамилиях крещеных, к-рые давались по фамилиям членов его миссии.
10 дек. 1749 г. на Камчатку прибыл нарочный с высочайшим указом от 5 апр. 1748 г. о наречении И. епископом Иркутским на вдовствовавшую с 1747 г. кафедру. Он передал миссию иером. Пахомию (указом Синода от 22 июня 1758 миссия была закрыта) и выехал с Камчатки. В июне 1750 г. пребывал в Охотске, а с нач. сент. по 22 нояб. того же года - в Иркутске, где занимался неотложными делами епархиального управления. Перед отъездом в С.-Петербург для хиротонии И. велел сделать копии с рукописей 3 своих сочинений - «Рассуждения нравоучительные на Аввакума пророка», «Семя учения Слова Божия» и «Сок семени учения Слова Божия», которые планировал издать с разрешения Синода (к сер. XIX в. все тексты были утрачены). Последнее сочинение было переписано во мн. экземплярах и разослано по всем мон-рям, церквам и даже острожкам епархии для чтения пастве после литургии.
Прибыв в С.-Петербург 25 янв. 1751 г., И. просил об увольнении его на покой, сославшись на слабое здоровье. Синод удовлетворил его просьбу и 18 февр. 1754 г. уволил от управления епархией и назначил ректором и преподавателем богословия Славяно-латинской академии в Москве, настоятелем Заиконоспасского мон-ря. В сент. 1755 г. И. был освобожден от преподавания «за немаловременные труды на Камчатке» и оставлен только в должности ректора. 12 мая 1757 г. И. перемещен на место настоятеля Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря.
17 апр. 1758 г. И. был назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. 24 мая того же года состоялась хиротония. В кон. мая И. вступил в управление Юрьевым новгородским монастырем. Служил в сане архиерея лишь 1 год, умер 29 апр. 1759 г. Иером. Амвросий (Орнатский; впосл. епископ Пензенский) и вслед за ним ряд др. авторов приводят др. дату кончины И.- 6 июня 1758 г. (ИРИ. 1807. Ч. 1. С. 86), но проф. И. А. Чистович отрицает ее достоверность (Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 82). И. был погребен на паперти Георгиевского собора Юрьева мон-ря на правой стороне.